Меню
  • Space
    Союз международных автомобильных перевозчиков Республики Казахстан (КазАТО) - действительный член Международного Союза Автомобильного Транспорта (МСАТ) с 1995 года
  • Space
    Информационная, консультативная помощь казахстанским перевозчикам по вопросам, связанным с осуществлением международных автомобильных перевозок
  • Space
    Международные конвенции и соглашения, межправительственные соглашения о международном автомобильном сообщении
  • Space
    Основные нормативные документы по таможенному законодательству в области международных автомобильных перевозок
  • Space
    Перечень документов регламентирующих правила проезда, допустимые параметры автотранспортных средств и выдачу разрешительных документов
  • Space
    Учебный центр КазАТО - подготовка специалистов и водителей для международных автомобильных перевозчиков Республики Казахстан
  • Space
    Журнал "МАП Казахстана" - первый в республике научно-производственный журнал, посвященный автомобильному транспорту

Система МДП

Таможенные вопросы


Таможенный кодекс Евразийского экономического союза

Женева, 21 декабря 2017 г.

Информация о вступлении в силу таможенного кодекса евразийского экономического союза

I. История вопроса

1 января 2018 года планируется вступление в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС), который заменит собой действующий на настоящий момент Таможенный кодекс Таможенного союза (далее – ТК ТС), действующий с 2010 года.

Новый кодекс базируется на передовой международной практике таможенного администрирования, включая положения Киотской конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур и Балийского соглашения Всемирной торговой организации об упрощении процедур торговли.

При подготовке ТК ЕАЭС кодифицирована действующая договорно-правовая база Таможенного союза и Единого экономического пространства в сфере таможенного регулирования. Эти международные соглашения были не только кодифицированы, но и актуализированы в ТК ЕАЭС с учетом существующих требований и международных стандартов.

ТК ЕАЭС состоит из 9 разделов, 61 главы, 465 статей, 2 приложения и представляет собой документ объемом более 1000 страниц.

В кодексе содержится 297 отсылочных норм, отнесенных к компетенции Евразийской экономической комиссии (далее – ЕЭК), в соответствии с которыми будет принято более 100 решений ЕЭК. Одновременно с вступлением кодекса в силу должны вступить 27 решений ЕЭК, после чего начнется разработка еще 20 решений так называемой «второй очереди».

IRU будет следить за принятием соответствующих решений ЕЭК и дополнительно информировать об этом своих членов.

II. Информация об основных нововведениях в таможенном кодексе

1. В ТК ЕАЭС внедрены принципиальные нововведения, которые существенно отличают его от своего предшественника:

a) В основе взаимодействий таможенных органов с иными государственными органами и с участниками внешнеэкономической деятельности (далее – участники ВЭД) лежит информационный обмен сообщениями и документами в электронном виде.

Возможность обмена документами и сведениями на бумажном носителе сохраняется, но только в случае отсутствия технической возможности, а также в случаях, установленных кодексом. К таким случаям, в частности, относятся книжки МДП.

b) В ТК ЕАЭС определен приоритет электронного таможенного декларирования.

Подача таможенному органу декларации на бумажном носителе допускается в случае неисправности информационных систем таможенных органов, а также в следующих случаях:

  • При помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита;
  • В отношении товаров для личного пользования;
  • В отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях;
  • В отношении транспортных средств международной перевозки;
  • При использовании транспортных, коммерческих документов в качестве таможенной
    декларации.

c) В новом кодексе реализована возможность совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля не только должностными лицами таможенных органов, но и информационными системами таможенных органов.

Это позволит использовать технологию автоматической регистрации таможенных деклараций и автоматического выпуска товаров, а также проводить таможенный контроль в автоматическом режиме без участия сотрудников таможни.

d) При подаче декларации на товары документы, на основании которых она заполнена, таможенным органам не представляются. При этом документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации, должны находиться у декларанта на момент подачи декларации и должны быть представлены по заросу таможенного органа при необходимости.

e) Применение таможенного кодекса подразумевает внедрение в перспективе принципа «единого окна», несмотря на то, что само понятие в документе не используется.

f) В кодексе закрепляется взаимное признание решений таможенных органов стран-членов союза и их равная юридическая сила на всей таможенной территории.

2. Дополнительно можно выделить изменения, касающиеся предварительного информирования и применения таможенной процедуры таможенного транзита:

a) Предварительное информирование

В ТК ЕАЭС заложены лишь самые основные подходы к применению предварительного информирования, в то время как, например, порядок представления предварительной информации и порядок ее регистрации будут утверждены отдельными решениями ЕЭК.

Законодательством закладываются основные принципы предварительного информирования:

  • информация подается однократно, используется многократно;
  • информация используется как таможенными органами, так и иными контролирующими
    органами на границе.

В соответствии со ст.11 ТК ЕАЭС предварительная информация в зависимости от целей представления подразделяется на:

  • представляемую в целях оценки рисков – обязательная часть;
  • представляемую для ускорения совершения таможенных операций и оптимизации проведения таможенного контроля – расширенная часть.

Какие сведения будут подаваться в расширенной части предварительной информации будет установлено соответствующим решением ЕЭК, но известно, что они будут использоваться, например, для совершения транспортного контроля, для совершения таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру таможенного транзита, с помещением товаров на временное хранение, для ветеринарного, карантинного фитосанитарного контроля и т.п.

Согласно ТК ЕАЭС предварительная информация может представляться как сведения в электронном виде, так и в виде электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью (далее – ЭЦП). Информация, подаваемая через TIR-EPD, является «сведениями, подаваемыми в электронном виде».

Таким образом, после вступления ТК ЕАЭС в силу возможность представления предварительной информации с применением TIR-EPD сохраняется без каких-либо изменений.

b) Применение таможенной процедуры таможенного транзита

В общем применение таможенной процедуры таможенного транзита не претерпело принципиальных изменений по сравнению с ТК ТС. Ниже перечислены наиболее существенные нововведения:

Для завершения действия процедуры при перевозках автотранспортом документы в таможенный орган представляются в течение 3 часов с момента их прибытия в место доставки товаров (по ТК ТС – 1 час).

Срок помещения на временное хранение или под процедуру после завершения транзита при автоперевозках – 8 часов после регистрации подачи документов таможенным органом назначения (по ТК ТС – 3 часа).

Пп. 7 п. 4 ст. 146 ТК ЕАЭС сохранена норма, содержащаяся в пп. 3 п. 2 ст. 217 ТК ТС, в соответствии с которой обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов при таможенном транзите не предоставляется в случаях, предусмотренных международными договорами в рамках Союза и (или) международными договорами государств-членов с третьей стороной.

Изменяются подходы к применению сертификатов обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов (далее – сертификат обеспечения). Так, в частности:

  • вводится приоритет оформления сертификата обеспечения в виде электронного документа;
  • международным договором (Соглашением стран-членов ЕАЭС) будут установлены условия оформления сертификатов на сумму, превышающую предоставленное обеспечение;
  • возможность подтверждения одним сертификатом обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перевозимых по нескольким транзитным декларациям.

Регламентированы подходы для мультимодальных перевозок, например, в соответствии с п.3 ст.62 – исполнение за плательщика обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов может обеспечиваться экспедитором, а в соответствии с п. 1 ст. 83 при декларировании таможенного транзита декларантом может выступать экспедитор. МСАТ будет следить за практическим применением указанных статей, а также других нормативных документов, имеющих отношение к интермодальным перевозкам, и информировать членов соответственно.

Важным моментом является то, что ТК ЕАЭС закрепляет возможность использования временно ввезенных транспортных средств международной перевозки (далее – ТСМП) для внутренней перевозки.

В частности, в отличие от ст. 344 ТК ТС, которая прямо запрещала использование ТСМП для перевозки грузов во внутренних перевозках по таможенной территории таможенного союза, в п. 7 ст. 275 ТК ЕАЭС оговариваются случаи, когда такая перевозка возможна:

  • такая перевозка допускается международными договорами государств-членов с третьей стороной в области автомобильного транспорта;
  • такая перевозка осуществляется в рамках многосторонних квот Европейской конференции министров транспорта и государства-члены, на территориях которых начинается и заканчивается такая перевозка, являются участниками указанной конференции.
III. Заключительные положения

Анализ ТК ЕАЭС показывает, что формально в документе содержатся необходимые правовые основания для беспрепятственного применения процедуры МДП в Евразийском экономическом союзе. В частности:

  • закреплено отсутствие необходимости предоставлять обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов при таможенном транзите, если это установлено международными договорами государств-членов с третьей стороной;
  • таможенное декларирование в письменной форме допускается при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита.

Вместе с тем, приоритет электронного декларирования и развитие информационных технологий в сфере таможенного регулирования приводят к тому, что таможенные органы, в частности Российской Федерации, различными способами препятствуют осуществлению таможенного декларирования в письменной форме.

В результате, уже на сегодняшний день от перевозчиков поступают многочисленные обращения в отношении незаконных требований сотрудников таможенных органов по электронному оформлению транзита. Прежде всего это касается пунктов пропуска, расположенных на западном и северо-западном участках таможенной границы евразийского союза.

После вступления ТК ЕАЭС в силу 1 января 2018 года, следует ожидать усиления давления со стороны таможенных органов, принуждающего к отказу от письменной формы декларирования таможенного транзита.

Поскольку требования такого рода противоречат законодательству и носят неофициальный характер, МСАТ призывает перевозчиков отстаивать свои права, а в случае их нарушения обращаться на Горячую линию МСАТ по телефону +41 22 918 20 58 или +41 79 742 62 41 для помощи в реальном времени, либо направлять информацию по данным случаям по адресу hotline@iru.org. В представляемой информации должны быть сведения о пункте пропуска, копия книжки МДП с последним отрывным листком, копия электронной транзитной декларации (если она оформлялась), данные о проведенном таможенном досмотре, а также любая другая информация, которая еще более конкретизировать ситуацию.

Cкачать информацию о вступлении в силу таможенного кодекса евразийского экономического союза



Источник информации: International Road Transport Union (IRU)

Новости МАП

Объявления

22 мая 2019

Учебным центром КазАТО проводится семинар на тему «Особенности таможенного транзита в рамках таможенного законодательства ЕАЭС и РК в 2019 году»

Условия и требования проведения процедуры таможенного транзита по законодательству ЕАЭС и РК. Таможенное регулирование в пунктах пропуска на территорию ЕАЭС. Запреты и ограничения. Применение системы задержания груза в пункте пропуска.

Подробнее

22 мая 2019

КазАТО объявляет набор слушателей на тему "Бухгалтерский и налоговый учет в транспортных и транспортно-экспедиторских компаниях”

Изменение в Налоговом кодексе РК в области международных перевозок грузов. Налогообложение Международных перевозок.

Подробнее

Учебный центр КазАТО объявляет набор слушателей на курсы "Международные автомобильные   перевозки" Учебному центру КазАТО требуются преподаватели Предоставление качественных услуг по поверке, ремонту, установке тахографов и другого оборудования Группа компаний CBC Презентация арбитражного центра Атамекен

Копирайт © KaзАТО, 2017

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс.Метрика

  • 050022, Казахстан, г. Алматы, ул. Масанчи, 86

  • +7(727)2509294, 2509295, факс: +7(727)2921081, 2509297